Велопрогулки: мифы и факты о безопасности
Обретение умения самостоятельно ездить на двухколесном велосипеде — это значимое событие в жизни каждого ребенка.
Велосипед — первое личное средство для самостоятельного передвижения, это гордость ребенка! Однако юный велосипедист может получить серьезные травмы, порой даже несовместимые с жизнью, если не будет следовать основным правилам безопасной езды на велосипеде.
Ознакомьтесь с фактами и мифами безопасной езды на велосипеде и научите этому ваших детей. Эта информация поможет вам и вашим детям сделать безопасными велопрогулки.
Миф: шлем не нужен ребёнку, если он катается рядом с домом.
Факт: ребенок должен быть в шлеме независимо от того, как близко к дому он находится и как долго он планирует кататься на велосипеде.
И помните: если ребёнок будет надевать шлем каждый раз, когда он выезжает из дома на велосипеде, то это поможет ему сформировать привычку.
Миф: шлем для катания на роликах будет защищать так же хорошо, как велосипедный.
Факт: только велосипедный шлем сделан специально для защиты головы от падений с велосипеда. Другие виды шлемов (касок) разработаны для защиты головы от других видов травм. Не разрешайте ребенку носить другой тип шлема при езде на велосипеде.
Миф: в целях экономии для ребенка вполне можно купить велосипед «на вырост».
Факт: велосипеды не по возрасту особенно опасны. У малыша нет необходимых навыков и хорошей координации для езды на большом велосипеде, поэтому он может потерять равновесие и упасть.
Ребенок должен доставать носочками обеих ног до земли, сидя на сиденье и положив руки на руль.
У первого велосипеда ребенка должен быть ножной тормоз, так как мышцы рук и координация юного велосипедиста ещё недостаточно совершенны, чтобы пользоваться ручными тормозами.
Миф: безопаснее для ребенка ездить навстречу движению транспорта.
Факт: ребенок должен всегда ездить справа, по ходу движения автомобилей. Езда по встречной полосе создаёт помехи и сбивает с толку водителей. Почти четверть аварий с участием автомобилистов и велосипедистов происходят по вине последних, когда они едут по встречной полосе.
Миф: ребёнок не должен при езде по дороге показывать сигналы руками (поворот направо, налево и т. п.), потому что из-за этого он может потерять управление велосипедом.
Факт: сигналы, подаваемые рукой, — важная часть правил дорожного движения, которым необходимо обучить детей, прежде чем они начнут ездить по дорогам. Благодаря этим сигналам велосипедисты и автомобилисты понимают друг друга.
Большинство несчастных случаев на дороге происходят из-за того, что водители не были заранее предупреждены велосипедистом о планируемых им действиях.
Миф: в ночное время ездить можно, если на велосипеде есть катафоты, а на ребенке — светоотражающий жилет.
Факт: кататься на велосипеде в ночное время опасно для ребенка, т. к. это требует специальных навыков и оборудования. Но если уж иначе нельзя, то юный велосипедист должен передвигаться только в составе небольшой группы. Так что не стоит разрешать ребенку одному ездить в сумерках или после наступления темноты.
Миф: чтобы научить ребенка кататься на велосипеде, никакие правила безопасности и защитное оборудование не нужны. Миллионы людей научились этому маленькими, и ничего страшного с ними не произошло. Кататься на велосипеде — это ведь просто весело!
Факт: кататься на велосипеде действительно весело, но при условии, что езда будет безопасной. К сожалению, большинство людей не понимают этого, поэтому сотни тысяч детей получают серьезные травмы каждый год при падении с велосипедов.
Более того, например, в США ежегодно около 600 юных велосипедистов погибают. Даже если вам повезло и вы не получили в детстве серьезных травм, связанных с ездой на велосипеде, вы не должны рассчитывать на удачу и обязаны защитить своего ребенка.
Приучите ребенка соблюдать основные правила безопасности:
- Носить шлем.
- Ездить по правой стороне дороги.
- Подавать соответствующие сигналы руками.
- С уважением относиться к участникам движения.
Особенности езды на трековом велосипеде
Трек-байк – простейший велосипед, достигает максимально возможной скорости. Трансмиссия представлена классическим синглспидовым вариантом – по одной звездочке спереди и сзади, цепь короткая, как на простом дорожном велосипеде.
На трековом велосипеде легко трогаться и разгоняться за счет низкого передаточного отношения трансмиссии. Педали не имеют свободного хода (фиксированная передача), благодаря чему вращение на них передается от движущегося заднего колеса, и наоборот. Эта взаимосвязь позволяет долго удерживать скорость велосипеда.
Передний тормоз на трек-байке
Трек изначально выпускается без тормозов, так как предназначен для специальных соревнований. Остановка велосипеда осуществляется резким сжатием педалей – скиддинг. За счет этого колесо блокируется, вызывая занос. Такой вид торможения небезопасен в городских условиях, поэтому на модели фиксов могут устанавливаться передние ручные тормоза.
Скиддинг – намеренный вход в занос для остановки
Посадка велосипедиста сильно занижена – седло находится выше уровня руля. Фактически это улучшает аэродинамику, но ухудшает обзорность по сторонам, поэтому вождение трекового велосипеда в городе требует особой внимательности.
Трек-байк – легкий велосипед, лишенный всяческих обвесов, включая тормоза (в традиционном понимании). Низкий вес в сочетании с особенностью посадки позволяет достигать невиданных для великов скоростей – до 90 км/час! За счет легкости и постоянного раскручивания колеса и педалей он может легко преодолевать даже затяжные подъемы.
Его величество — Велоспорт!
О популярности велоспорта говорить много не приходиться. Она говорит сама за себя. И это легко понять, посетив всего-навсего спортивные магазины или площадки. Выбор огромен, желающих значительное количество. По популярности велоспорт практически не уступает футболу и хоккею. Не такой уж старый вид спорта с доброй историей, со своими неудачами и достижениями.
Возник во второй половине X!X века. Первые соревнования состоялись 31 мая 1868 года. Было это в Парижском пригороде Сен-Клу, на аллеях парка. Гонка была организована на 2000 м, сейчас эта дистанция уже для многих просто смешная.
Задача велоспорта сегодня – подарить человеку радость, приобщить его к красивому, оздоровить и проявить себя.
Этот спорт не просто набор комплекса физических упражнений, который меняет не только ваше тело, велоспорт это уже определенный стиль жизни, который отличается от многих. Надежность, сила, польза, выносливость, скорость, новые впечатления и здоровье, неужели это так мало? Одного этого вполне достаточно, чтоб жизнь заиграла новыми красками и впечатлениями.
В чем польза?
Положительных сторон велоспорта много, и это радует. Главная польза – это здоровое тело, и, соответственно, здоровый дух. Вы можете заниматься в зале, т.е. на закрытом треке, а можете делать это на улице. Ведь это просто здорово, когда можно заниматься любимым видом спорта и на улице тоже. Это прекрасное времяпровождение, полезное и разнообразное.
А какое разнообразие программ тренировок, меню, как в ресторане. Удовлетворит всех без сомнения. И на улице и в помещении. Выбирайте, что вы пожелаете. Для модников и модниц рынок предлагает такое разнообразие костюмов. Вы будете и мужественны, и женственны, и сексуальны. У вашей подруги нет модного велокостюма?! А у Вас вот есть! Она отстала от жизни.
А ваш друг проводит скучные выходные с семьей дома? А вы вот нет, вы заботитесь о своих близких и вместе проводите время с пользой. Постоянно улучшаете свое здоровье, тренируетесь и получаете удовольствие, становитесь крепче и ближе друг к другу. Прорабатываете все группы мышц, наполняетесь новыми силами и новыми идеями для жизни. Родители не болеют, дети радуют.
Если вы выбираете занятия в группах, то появление новых знакомых, близких вам по духу и по образу жизни, не заставит себя долго ждать. Новые впечатления, опыт, здоровье – гарантированы.Спорт без возраста, так можно сказать с уверенностью о велоспорте. Начинаем с детства, заканчиваем когда душе нашей будет угодно.
Нацеленность на результат
Тут опять же подход самый простой и разумный. Задаем просто себе вопрос: Для чего я буду это делать и что хочу получить в результате? Когда есть ответ, то и план действий понятен. Начинать заниматься велоспортом необходимо постепенно с небольших нагрузок, особенно, если Вы долгое время не занимались спортом.
Для полного убеждения можно сходить к врачу и принять во внимание его рекомендации. Никогда не надо никуда спешить
Велоспорт предлагает огромное количество программ тренировок. Надо определиться, что вам по душе.
Гонки трековые, шоссейные, велоаэробика, велокросс или велобол, а может велоакробатика? Это будет участие в группе или индивидуальные тренировки?
Не держите вопросы в голове, записывайте, и смело с ними к тренеру или к продавцу в магазине. Кстати, вот этот вид спорта подразумевает обязательно обращение к тренеру.
Регулярность должна присутствовать обязательно. Со временем вы и не заметите, как начнете получать комплименты от противоположного пола. Главное понимать цель, и исходя из этого, уже действовать.
Возможные заблуждения
С велосипеда можно упасть. Конечно можно, несомненно. Первый раз вы упадете, когда будете на нем учиться ездить, и думаю, что этот момент, многие уже благополучно пережили. Второй раз вы упадете, когда будете учить какой-либо трюк, ну и третий раз, когда вы очень сильно захотите этого сами.
Есть только маленькая категория людей, которая делает это специально и намеренно, это каскадеры или экстремалы, работа у них такая. Хотелось бы сказать еще о безопасности велоспорта. Если вы занимаетесь велоспортом, и делаете это на автомобильной трассе, то не надо думать о том, что все только и мечтают, чтоб вас сбить.
Чтобы на самом деле понять, насколько он эффективен для вас велоспорт, не надо долго думать и размышлять.
Начинайте действовать, не оглядывайтесь на других. У вас своя жизнь и свои желания. Действуйте, любите себя, открывайте себя заново, и удивляйтесь себе.
Чем отличается шоссейный велосипед от триатлона?
Лежак Profile Design
Руль “рогами вперед” с установленным на нем лежаком Profile Design был весьма непривычен. Особенно непривычны были толстые “грипсы”, которые получились, благодаря намотанной на руль ленте. Но — было удобно, и в руки на мелкой гребенке ничего не отдавало (колеса я накачал до 8,5 атмосфер).
Тормозные ручки находились где-то далеко, а не под пальцами. Переключатели скоростей представляли из себя две палочки, торчащие куда-то вперед. Первое понимание, как корректно переключать передачи пришло минут через пять езды. Передачи переключались нечетко, передняя рамка терла об цепь на большой звезде, задний переклюк не попадал на звезды, когда я сбрасывал передачи вниз. В принципе, по этому поводу паники не было никакой, я понимал, что нужно было просто отстроить переключатели.
Более тонкий момент заключался в том, что тормозные ручки располагались “классически” — т.е. передний тормоз слева, а задний справа. Так как я езжу на мотоцикле, на котором передний тормоз установлен “по-человечески” — справа, мне приходилось себя контролировать, чтобы не долбануть по переднему тормозу в полную силу, и не ободрать в кувырке новый БУшный велосипед Это тоже было решаемо, просто переносим ручки слева направо и наоборот.
Велосипеды без амортизаторов
Городской велосипед
Главное достоинство этого велика в том, что им удобно пользоваться как транспортным средством. Он максимально укомплектовывается при производстве. У него есть флага, багажник, защита на цепи, задний фонарь и фара, крылья для езды по мокрой дороге.
По улицам Европейских стран каждый второй человек катается на велосипеде городского типа. Полностью подготовленный байк данного типа позволит вам съездить по делам, на работу, привезти продукты из магазина в любую погоду. При этом вы сэкономите деньги на проезд в общественном транспорте и сделаете неплохую физическую разминку.
Городские велосипеды хороши для путешествий по твердой укатанной дороге, но не пригодны для поездок по песку и грязи.
Круизеры
Велосипеды этого класса самые комфортные для неторопливой езды. У них самые красивые, оригинального дизайна рамы, длинная колесная база, широкие мягкие покрышки, мягкое седло-диван, большой изогнутый руль. На таком велике вы будете сидеть прямо как на «Харлее».
Имея большой вес, велосипед-круизер медленно разгоняется, но набрав скорость, уверенно катится, сглаживая все неровности дороги. Останавливаясь на светофоре, вам не нужно спрыгивать с такого велосипеда, а достаточно лишь выставить ногу, как на мотоцикле. На некоторых моделях есть даже подстаканник.
Складной велосипед
Сложенным его можно перевозить в общественном транспорте или в багажнике своего автомобиля. Поездка на нём заменит долгий поход в гараж за автомобилем. Со сложенным велосипедом можно зайти в лифт, с ним пускают в кафе, магазин, офис. Это хороший велосипед для физической разминки, которая особенно полезна после малоподвижной офисной работы.
Проходимость у складывающегося велосипеда с маленькими колесами низкая, так что вам будет тяжело преодолевать поломанную тротуарную плитку, ямы на дороге, бордюры и особенно насыпной щебень или размытый грунт.
Складной велосипед Strida
Шоссейный велосипед
Создан, чтобы развивать высокую скорость на асфальтированной дороге. В этом помогают особенности устройства шоссейника: рама сварена из тонких труб, установлены легкие клещевые тормоза, имеется руль с нижним захватом, закреплено простое без набивки и пружин седло, поставлены тонкие колеса, камеры накачаны до давления 8 атмосфер.
На шоссейнике трудно кататься по грунтовой дороге, а по грязи и песку проехать практически невозможно.
Цены на велосипеды для триатлона
Merida Warp Tri за 1000$
Когда я начинал себе выбирать шоссейник — у меня была, конечно, мысль сразу купить себе разделочный велик. Но когда я посмотрел на ценник этих велосипедов — моя хотелка куда-то испарилась. Цены на БУ Time Trial велосипеды начинались с полутора тысяч долларов…
Giant 2014 года с навеской Shimano Ultegra
Про новые велосипеды я вообще молчу. Там ценник с нормальной навеской начинается от 3-4 тысяч долларов, в особенности, если велик с карбоновой рамой. И от известного производителя.
Envie Advanced Tri 2015 БУ за $2500
Можно, конечно, купить у Китайцев раму где-то за 600-700 долларов, а затем на нее навесить все остальное, руль — каретки — сиденья — колеса. Но покупка рамы из карбона у китайцев — это лотерея. Да и сама навеска будет отнюдь не дешевой, если покупать ее отдельно от готового велосипеда.
Особенности строения рамы шоссейного велосипеда для Триатлона
Так как эти велосипеды предназначены для раздельного старта — “разделочники” (в триатлоне нельзя висеть на колесе у впереди идущего спортсмена), то они сделаны в расчете на то, чтобы создавать минимальное лобовое сопротивление. А так как ехать на таком велосипеде зараз нужно около 180 километров — то каждый сэкономленный лобовой процент сопротивления становится очень важен в разрезе длинной дистанции.
На велосипеде для триатлона профиль труб аэродинамический
Рама велосипеда сделана подобно аэродинамическому профилю крыла, чтобы создавать как можно меньше завихрений сзади себя. Т.е. спереди в сечении трубы она широкая, а сзади сходится почти в одну точку. Подседельный штырь тоже аэродинамический Причем, разного рода выступы вроде хомута для зажима подседельного штыря тоже исключены, и он фиксируется такого рода клином на болте под внутренний шестигранник.
На велосипеде для триатлона колесо “спрятано” в подседельную трубу
Заднее колесо “спрятано” в специально сделанное углубление подседельной трубы, зазор между колесом и рамой буквально миллиметров 5. Обода колес — тоже “аэродинамические” и плавно сходятся к спицам. Напоминают обода от циклокроссовых велосипедов. Правда, не знаю, как с прочностью — такие же прочные, как для циклокросса, или же ближе к шоссейным.
Сама подседельная труба имеет более “вертикальную” установку, чтобы седло располагалось ближе к рулю и посадка получалась более аэродинамической.
Седло Time Trial велосипеда с прорезью
Седло имеет характерную выемку, для того чтобы при наклоне туловища вперед (посадка “лежа”) и упоре в лежак причиндалы не упирались в седло. Само седло довольно-таки мягкое (особенно после седла для MTB), немного потолще амортизирующий слой. Но люди незнающие все равно тыкают пальцем в седло и говорят “блин, деревяшка”
Первая поездка закончилась примерно через 30 минут, я развернулся и поехал домой исправлять найденные косяки.
Рекорды скоростей на велосипеде
Франческо Мозер
Максимальная скорость на велодроме – 51,151 км/ч. В гонке на треке в Мехико итальянский спортсмен Франческо Мозер в 1984 году за один час проехал расстояние 51,151 км. Такой результат считается рекордом скорости и выносливости. Как признался в 1999 году сам рекордсмен: удерживать высокую скорость и не сбивать темп ни на секунду ему помог кровяной допинг, который в то время был не запрещён.
Максимальная скорость по прямой, при установке на велосипед аэродинамического обтекателя – 133,78 км/ч. Этот мировой рекорд был поставлен 26 летним голландцем Себастьяном Боуйером в 2013 году на дистанции 200 метров. Спортсмен лежал на спине, у этого велосипеда педали установлены спереди, а сам веломобиль полностью закрыт сверхлегким обтекателем из углеродного волокна. Этот веломобиль был построен сообща студентами Свободного университета в Амстердаме и Дельфтского технологического университета.
Максимальная скорость по прямой, при укрытии велосипеда в воздушном мешке – 268,83 км/ч. Этот абсолютный рекорд скорости на велосипеде был поставлен 50-летним состоявшимся спортсменом Фредом Ромпельбергом из Нидерландов в 1995 году. Такой результат был достигнут на ровной поверхности высохшего соляного озера в штате Юта (Бонневилькая соляная равнина), и только благодаря следованию велосипеда за спереди движущимся гоночным автомобилем, большой обтекатель которого защищал велосипедиста от набегающего потока воздуха. Разумеется, был построен специальный велосипед, на котором невозможно ездить в обычных условиях.
Максимальная скорость при спуске с горы составляет 222 км/ч. Этот рекорд скорости установлен на маунтинбайке (горном велосипеде) французом Эриком Бароном в 2000 году на обкатанной ледяной горнолыжной трассе во Французских Альпах. Для установки этого предела скорости был построен велосипед с улучшенной аэродинамикой, но с амортизированной вилкой и задним подвесом. Сам спортсмен был одет в аэродинамический жёсткий костюм-скафандр. В 2002 году Эрик Барон, уже на сухом гравийном склоне вулкана Сьерра-Негро в Никарагуа смог разогнаться до 210,4 км/ч. Проехав около 400 метров велосипед под смельчаком, из-за невыносимой нагрузки на раму, разорвало на две части. Эрик Барон получил сильный перелом бедра, вывих левого плеча и шейного отдела позвоночника, многочисленные ушибы и порезы, но спортсмен выжил благодаря шлему и защитному костюму.
Максимальная средняя скорость на шоссейном велосипеде составляет 41,654 км/ч. Такую скорость смог держать на дистанции «Тур де Франс» американский шоссейный гонщик Лэнс Армстронг в 2005 году. На спусках с гор участники этого соревнования развивают скорость близкую к 90 км/ч.
Факторы, влияющие на скорость движения
Уровень подготовки велосипедиста
Скорость движения больше всего зависит от физической силы и выносливости наездника. Опыт ездока больше влияет на скорость езды, чем выбор типа велосипеда. При движении по шоссе опытный велосипедист на горном велосипеде сможет удержать на хвосте начинающих гонщиков на шоссейных велосипедах, сохраняя более высокую скорость даже при подъёмах в гору.
Сопротивление встречного воздуха
На скоростях 25-27 км/ч существенно тормозит движение велосипеда сопротивление воздуха. Если дует встречный ветер, то становится трудно двигаться уже на скорости 10-15 км/ч. На горном велосипеде с широким и высоко установленным рулём, а особенно, с низко опущенным седлом, намного тяжелее крутить педали на скорости 30 км/ч, чем на шоссейном велосипеде. У шоссейника имеется особенная деталь – узкий руль с нижним захватом (бараньи рога). При ощутимом сопротивлении встречного ветра наездник шоссейного велосипеда может пригнуться к рулю, захватив руль за нижнюю часть дуги, таким образом, значительно снизив нагрузку.
Полностью избавиться от давления встречного воздуха можно только заехав в воздушный мешок, под защитой впереди идущего автобуса или грузового автомобиля. Но пристраиваться сзади за автобус или грузовой автомобиль очень опасно, так как они могут резко затормозить или повернуть при объезде ямы.
Сопротивление качению
Особенно ощущается это противодействие в начале движения. На разгон с места из-за него уходит больше энергии, как у велосипедиста, так и у двигателя автомобиля. После начала движения сопротивление качению меньше сказывается на величине усилия, необходимого для разгона. С увеличением скорости движения это противодействие постепенно уменьшается.
Увеличение трения между шиной и дорогой в первую очередь повышает величину сопротивления качению. Узкую шину, которая продавила мягкий грунт тяжело оторвать от земли. Шина с широко расставленным протектором чрезмерно притирается к твердому асфальтному покрытию, к тому же при этом быстро стирается. Поэтому выбирать покрышки по ширине, площади и глубине протектора следует с учётом того, по каким дорогам вы будете ездить на велосипеде.
Большой вес велосипеда сильно повышает величину сопротивления качению. Разогнать и толкать в гору тяжелый горный велосипед всегда сложнее, чем более легкий шоссейный.
Увеличение диаметра колеса уменьшает величину сопротивления качению. Велосипед для взрослых значительно дольше двигается накатом по прямой, чем детский. Кроме того большое колесо легче преодолевает неровности дороги, перекатываясь через маленькие ямки.
Трение в передаточных механизмах
Скорость велосипеда наверняка снизит не смазанная или грязная цепь, а также изношенные втулки и каретка. Если вы стремитесь достичь большой скорости, тогда вам необходимо купить дорогие втулки и механизм каретки, и в дальнейшем следить за состоянием их смазки.
Амортизаторы на велосипеде, особенно слишком мягкие, снижают скорость по ровному асфальту. Но они оказываются незаменимыми при преодолении участков дорог с мелкими неровностями. Амортизированная вилка при движении по городу оказывается не заменимой, тогда как от заднего подвеса можно и отказаться.
Выбираем велосипед
Проведем обзор некоторых элементов обвеса и самого байка, которые могут существенно облегчить жизнь крупному парню с избыточной массой тела. Ведь вкладывая в свой байк, вы делаете вложение в собственное здоровье, так как велосипедные поездки способствуют интенсивному сбрасыванию веса.
Итак, первое: Желательно, чтобы после покупки велосипед был оборудован дисковыми тормозами или, по крайней мере, задним тормозом
Это не лишняя мера предосторожности: большую массу трудно остановить. На горных перевалах и спусках при хорошем дорожном покрытии можно развить скорость без особых усилий до 60 – 70 км/ч
Единственная мысль, которая при этом приходит в голову – не дай бог что-нибудь произойдёт.… Потому что ощущение скорости, когда сидишь в машине и на байке, совершенно разные. Хотя, если взглянуть на эту проблему с другой стороны, то можно увидеть, что надежность «схватывания» диска колодками может иметь и негативные последствия, если делать это слишком резко. Велосипед может просто «клюнуть» вперед. Поэтому в мягком торможении на клещевых тормозах есть своя логика. Поэтому лучше всего оставить передний тормоз – v – brake, а задний – оснастить диском.
Второе. Если подходить к выбору типа велосипеда, то здесь нужно учесть следующее: в том случае, если велосипед приобретается для неспешной поездки тучного человека до магазина, где он затаривается пивом, картошкой фри, гамбургером, кладет это все в корзинку над передним крылом велосипеда, а затем поедает всё дома, отчего зашкаливают и сахар, и давление, то в этом случае можно приобретать хоть дамский велосипед.
Толку от этого будет мало, так как вес будет только расти, поэтому забава велосипедом будет недолгой. Поэтому лучше эти деньги сразу отложить на памятник и венки.
В том случае, если же вы твердо решили с помощью велосипеда сохранить свое здоровье и снизить вес, то необходимо покупать горный велосипед. На маунтинбайках равномерно распределена нагрузка между сиденьем и руками. Наклон вперед позволяет уверенно держаться в седле на тропинках и на пересеченной местности.
Это, конечно, с непривычки немного утомит мышцы рук, но зато позволит снизить напряжение с позвоночника. В том случае, если вы поедете на дорожном велосипеде с прямой спиной, то все удары, недостаточно амортизируемые из-за большого веса, будут передаваться на межпозвонковые диски поясничного отдела позвоночника, и при одном из таких чувствительных «потряхиваний» можно заработать протрузию, или даже грыжу.
В то же самое время, если наклонить туловище вперед, то ничего подобного не случится.
Третье. Не следует слушать некоторых продавцов, которые с горячностью будут уверять, что раз вы тяжелый человек, то вы должны покупать максимально легкий велосипед, потому что «велосипеды для тяжелых мужчин должны быть легкими», «для сердца нужно максимальная разгрузка», «вам будет тяжело при таком весе ездить на тяжелом велосипеде» и так далее. Все это элементарные коммерческие уловки. Продавцы тоже люди, и они нуждаются в премиальных.
Всем известно, что облегченные модели (например, с карбоновыми рамами) стоят гораздо дороже своих алюминиевых собратьев. Но эта, очень полезная легкость для среднего человека, может оказаться губительной для велосипеда под вашим весом.
Поэтому совет: Не гоняйтесь за облегченными моделями! Они вам ни к чему.
Четвертое. Не стремитесь брать двухподвесы и не прельщайтесь амортизацией заднего колеса. Поверьте опыту: у полного человека есть части тела, которые могут хорошо амортизировать и при жесткой раме. Наоборот, стремитесь к максимальной прочности конструкции байка и отсутствию лишних частей.
Преимущества хардтейлов
Сравнивая велосипеды с жёстким задом и двухподвесы, можно найти недостатки и преимущества в каждой из групп. Чтобы выбрать велобайк одного из классов, придётся самостоятельно решить, подходят ли они вам.
Преимущества класса:
- горные хардтейлы не потребуют больших вложений в ремонт, удобны в эксплуатации;
- жёсткая алюминиевая или карбоновая рама сокращает энергозатраты, улучшая накат, а также качество педалирования;
- отсутствует раскачивание;
- на велосипед с лёгкостью устанавливается багажник, позволяющий перевозить детей, также можно прикрепить корзину для покупок.
Среди недостатков стоит выделить риск заносов заднего колеса (ведь амортизация на нём отсутствует) и высокую отдачу жёсткой подвески в коленные суставы. Правда, эти минусы легко корректируются по мере освоения техники плавного педалирования и совершенствования навыков катания.
4. Геометрия велосипеда и передней вилки и Trail (выкат переднего колеса)
Маленький эксперимент. Если поставить правильный велосипед вертикально на оба колеса, держа за раму и наклонить в сторону, то и руль сам повернется в ту же сторону. Причина такого поведения кроется в конструкции передней вилки и рулевой колонки. Именно они определяют взаимное расположение двух важных точек. Точки А — места контакта переднего колеса с дорогой и точки В — пересечения оси рулевой колонки с той же дорогой. Взаимное положение этих точек задает не только направление куда повернётся руль при наклоне велосипеда, но и его курсовую устойчивость, управляемость, строгость управления, стабильность на виражах и многое другое. Все велосипедыможно разделить на два типа: ВА и АВ. Тип АВ — у которого точка контакта переднего колеса с дорогой расположена впереди точки В (рис.№2а). Тип ВА — Точка А лежит позади точки В (рис.№2б).
При наклоне велосипеда типа АВ в одну сторону, его руль будет поворачиваться в другую сторону и по очень ясной причине — точка приложения силы трения А лежит впереди оси вращения колеса В. Велосипед, при повороте «без рук», будет складываться пополам как ширма и с грохотом сыпаться на землю. Совсем иначе реагирует на наклон руль и переднее колесо велосипеда типа ВА, — они будут поворачиваться в сторону наклона велосипеда сами, и безо всяких рук. А при правильных размерах и углах, велосипед будет стремиться вернуться в вертикальное положение точно так, как будто его руль повернули руками — рулю надо только немного помочь, направить его в нужном направлении, и все будет ОК! По этой причине велосипеды типа АВ в магазинах не сыскать.
Теперь о форме передней вилки.
Варианты, изображенные на рис.№3, а) и б), дают нам слишком большое расстояние между точками В и А, что приводит к «сверх устойчивости» велосипеда. Чем больше расстояние между этими точками, тем больше момент силы, поворачивающий переднее колесо и, само собой, руль в сторону наклона велосипеда. Результат понятен, курсовая и вертикальная устойчивость очень хорошая, а управляемость «ниже плинтуса». Поэтому, для уменьшения расстояния между этими точками, вилку на велосипедах изгибают вперед, рис.№3, в). Но, даже если вилка прямая, то меняют её наклон, относительно оси рулевой колонки, или петухи, в которых крепится переднее колесо, смещают вперед. Рис.№4.
Расстояние между осью рулевой колонки и осью втулки переднего колеса, называют по разному, и Rake и Fork Offset, а у нас можно столкнуться с выбегом, смещением или вылетом вилки. Величина вылета вилки R обычно находится в пределах от 30 до 50мм. Зная вылет вилки, угол наклона оси рулевой колонки и реальный диаметр (с учетом толщины и деформации шины) колеса, легко можно подсчитать расстояние между точками А и В. Это расстояние называется Trail или выкат (выбег) переднего колеса, иногда его можно найти в каталогах. Итак, зная Trail, считается коэффициент устойчивости (управляемости) (Ку), который равен: Trail (Т), деленный на сумму, состоящую из длины базы велосипеда (G) плюс Trail (Т), результат деления умножается на 100%. Теперь формула: Ку=(Т/)100% (1), все очень просто. У современных велосипедов Ку лежит в диапазоне от 5% до 7,5% и выбирается обычно значение близкое к границе устойчивости, по весьма прозрачной причине — таким велосипедом легче управлять.
Велосипед для трейлового катания
Пожалуй, одним из самых популярных видов времяпрепровождения со своим двухколесным другом в последние годы становится трейловое катание. Что же это такое, какие виды трейлов бывают, как достичь Дзен в катании на трейлах? Все это вы узнаете из этой статьи.
Для начала разберем, что же такое трейлы. Трейлы — в переводе с английского — тропы или тропинки; термин трейловое катание представляет собой катание на велосипедах по естественным или подготовленным тропам в лесу, оврагах или горах. Преимущественное количество трейлов строится добровольцами собственными силами, иногда с использованием легкой техники.
Подготовленные трейлы — тропы, в которых используется как естественный рельеф, так и искусственные препятствия, возводимые из поваленных деревьев, пиломатериалов или грунта. Состоят трейлы из разной ширины и протяженности тропинок и мостиков, их «фишкой» являются разнообразные дропы, гепы, волрайды, добавляющие им индивидуальность.
Считается, что трейловое катание зародилось в США, так как именно там появился новый вид велосипеда под названием горный велосипед, но не каждый горный велосипед может быть трейловым.
Зачастую считается, что идеальный трейловый велосипед — это тот велосипед, который подойдет для конкретного типа трейлов.
Они бывают весьма разными, как хардтейлами так и двухподвесами с разным ходом амортизаторов.
Существуют современные понятия об идеальном трейловом велосипеде.
Это велосипед с умеренно короткими перьями для лучшего преодоления крутых поворотов, ходом вилки и амортизаторов от 100мм до 160мм, прогрессивной геометрией с низким стендовером, телескопическим подседельным штырем и колесами стандарта Plus или 6Fattie.
Несмотря на сложившийся стереотип, велосипед для трейлового катания — это тот велосипед, на котором вы сможете себя уверенно чувствовать и с легкостью преодолевать препятствия на ваших любимых трейлах.
Теперь, выезжая на вашу любимую прогулку в лесу, берите с собой лопату и пару верных друзей, обустраивайте места вашего катания, объединяйте фигуры в шикарные трейлы и получайте максимальное удовольствие от катания.
Ниже представлен видеоролик, который даст вам представление о том что из себя представляет трейловое катание: